Записаться на прием
СПб, Новочеркасский пр-т, д. 33, корп.3 Режим работы: пн. – вс. 09:00 - 21:00

Ребенок не говорит в 3 года: что делать

Каждая мама в ожидании появления на свет своего малыша представляет, каким он будет: его внешность, первую улыбку и, конечно же, первые слова, обращённые к ней. И пусть развитие речи каждого ребёнка проходит индивидуально, всё же существуют определённые нормы речевого развития и сроки появления первых звуков, слогов, слов и фраз. Давайте их рассмотрим:

  • В возрасте около трёх месяцев ребёнок "гулит" гласные звуки.
  • В пять-шесть месяцев начинает сочетать гласные с согласными звуками - лепетать («па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «га-га-га» и т. д.), но это не осознанные слова, как может показаться маме, а всего лишь повторяющиеся сочетания слогов.
  • К девяти месяцам лепет становится активным и разнообразным.
  • С девятый по двенадцатый месяцы появляются первые, столь долгожданные и осознанные лепетные слова («мама», «папа», «баба», «дядя» и т. д.); в этот же период дети могут имитировать звуки, в активном словаре появляются звукоподражания («аф-аф», «мяу», «му-му», «пи-пи»); ребёнок понимает простые инструкции и обращённую к нему речь, использует указательный жест, его активный словарный запас составляет примерно 10-12 единиц (слова и звукоподражания).
  • К двум годам при норме речевого развития появляется от 100 до 300 слов, малыш уже может составлять фразы из двух-трёх слов.
  • В три года речь ребёнка объединяется в смысловые предложения, в ней присутствуют различные части речи: союзы, предлоги, местоимения и т. д., малыш задаёт много вопросов.

01.jpg

Темповая задержка речи

До трёхлетнего возраста у детей может наблюдаться темповая задержка речи. Это тот самый случай, когда ребёнок всё понимает, но не говорит. Её легко исправить несколькими занятиями с логопедом и ежедневным общением мамы и папы с малышом:

  • используйте короткие инструкции и простые по слоговой структуре слова;
  • читайте с ребенком каждый день, рассматривая картинки и проговаривая, что на них нарисовано;
  • разговаривайте с ребёнком, с акцентом на гласные звуки;
  • играйте игры, развивающие мелкую моторику: шнуровки, поделки из пластилина, пересыпание и сортировка мелких предметов, пальчиковые игры - все они развивают не только ловкость пальчиков, но и активизируют речевой центр.

Причины отсутствия речи после 3 лет

Но бывает и так, что малыш продолжает молчать и после трёх лет. Причин отсутствия речи может быть много, но основные из них актуальны для ребенка старше 3 лет:

  • Нарушение понимания речи, когда ребёнок не понимает двухступенчатую инструкцию («Открой шкаф и достань книгу»). Понимание речи первично перед её активным использованием.
  • Недостаточный уровень интеллектуального развития. Здесь мы имеем ввиду мышление – подумал и сделал.
  • Нарушение игровой и коммуникативной деятельности. Ребёнка не интересуют игрушки, взрослые (кроме родителей) и ровесники.
  • Диспраксия, то есть недостаточно развитые движения: ощущение собственного тела, общие движения, движения рук и языка, нарушение переключения с одного движения на другое.
  • Анатомические особенности зубочелюстной системы: короткая уздечка языка, ограничивающая его движения в полости рта. В этом случае миофункциональный терапевт с помощью логопедического массажа и миогимнастики подготовит язык к пластике у стоматолога, а после операции поможет в реабилитационном процессе.
  • Неврологические нарушения, которые могут привести к тяжёлым задержкам речевого развития, таким как алалия и дизартрия.

02.jpg

Чтобы ребенок заговорил, важно вовремя обратиться к специалистам, которые смогут выявить и устранить причины задержки речи. Чем раньше мама запишется на прием к неврологу и к логопеду, тем быстрее и лучше будет результат коррекционного процесса.

Если малыш еще не начал разговаривать или Вас беспокоит возможная задержка появления речи, запишитесь на консультацию к логопеду в Atribeaute Kids по телефону +7 (812) 294-94-01

12