Речь в эволюционной цепочке развития человека — относительно молодая функция по сравнению с другими жизненно важными функциями. Прежде чем ребенок достигнет возраста речеобразования, он поочередно приобретет такие важные навыки как дыхание, глотание, жевание, ползание и ходьба.
Удивительно, но именно правильное развитие перечисленных навыков в последующем повлияют на качество произносимых звуков и четкость речи.
До встречи с логопедом правильное развитие ребенка будут направлять педиатр, ЛОР, невролог, стоматолог. Слаженная работа этих специалистов нередко исключает зарождающиеся проблемы с речью.
Нередко к логопеду ребенка отправляет именно стоматолог-ортодонт после первичного осмотра.
Ведь система органов, отвечающих за образование звуков, — артикуляционный аппарат — является частью зубочелюстной системы, в него входят язык, губы, зубы верхней и нижней челюсти, гортань, голосовые складки, мягкое и твердое небо, носоглотка. Поэтому и основной причиной нарушения звукопроизношения являются изменения в полости рта ребенка.
Стоматологические проблемы, приводящие к нарушению речи
Патология твердого и мягкого неба
Врожденная расщелина неба и губы (так называемые «заячья губа» и «волчья пасть»). Дети с данными нарушениями находятся под наблюдением команды специалистов: педиатра, хирурга, ортодонта и логопеда. Благодаря последовательному взаимодействию врачей после устранения патологии, дети, занимающиеся в будущем с логопедом, достигают отличных результатов.
Нарушение целостности зубного ряда
Ранняя потеря зубов, разрушенные кариозным процессом зубы. Существует большое количество звуков, для образования которых языку необходимо коснуться зубов в определенном сегменте верхней или нижней челюсти.
К возрасту 3 лет у ребенка обычно уже прорезались все 20 молочных зубов и сформирован временный прикус. А к возрасту 5,5–6 лет начнется смена временных зубов на постоянные. То есть природой задумана постоянная поддержка языка в виде зубов - сначала временных, а затем и постоянных. Благодаря этому речь ребенка активно развивается и происходит этапное освоение звуков.
Этапы формирования звуков
Согласно современным нормам развития, к 4 годам у ребенка должны быть сформированы свистящие звуки; к 4,5 годам – шипящие; к 5 годам должен появится твердый звук «л» и мягкий «ль»; к 5,5–6 лет годам – звуки «р» и «рь».
Большое количество звуков является межзубными, т.е. для их произношения требуется легкий контакт зубов верхней и нижней челюсти. При ранней потере зубов целостность зубных рядов нарушается, и язык не получает должной опоры. По этой причине необходимый звук либо искажается, либо его произношение и вовсе становится невозможным.
В случаях, когда молочный зуб удален, а до прорезывания постоянного зуба необходимо ждать более 6 месяцев, восстановить утраченный зуб поможет стоматолог-ортодонт, изготовив профилактический удерживатель места. Такой аппарат удержит место для прорезывания постоянных зубов, а также прослужит отличной опорой для языка.
Короткая уздечка языка
Язык, а точнее его правильное функционирование и верное положение в куполе неба (в верхней передней трети) является фундаментально важным как для правильного звукообразования, так и для развития ширины зубных рядов и объема верхней челюсти, а значит, и прикуса ребенка в целом.
Существует ряд звуков верхнего положения языка, к таким звукам, например, относятся звуки «л», «ль».
Если же уздечка языка укорочена, она будет тянуть язык вниз, и он всегда будет занимать неправильное нижнее положение в полости рта, и образование данных звуков окажется невозможным.
Чтобы проверить, укорочена ли уздечка языка, попросите ребенка широко открыть рот и, не закрывая его, достать кончиком языка до верхней челюсти. У детей с укороченной уздечкой выполнить такое упражнение не получится.
Принятие решение о необходимости коррекции уздечки языка всегда должно согласовываться стоматологом-ортодонтом и логопедом. Только после предварительной подготовки ребенка логопедом возможно повести пластинку уздечки языка, которая в последующем требует продолжения занятий с логопедом и обучение правильному верхнему положению языка.
Неправильный прикус
Для правильного образования звуков важным условием является не только наличие зубных рядов, но объем верхней челюсти - ее ширина и длина. Ведь в тесной, узкой челюсти языку не разместиться, и он будет вынужден прокладываться между зубами, занимая не предусмотренное для него место, тем самым еще больше провоцируя развитие неправильных форм прикуса и искажение речи ребенка.
Именно по причине недоразвития верхней челюсти, ее сужения и низкого положения языка формируются такие формы неправильно прикуса как перекрестный, дистальный, глубокий, открытый.
Попытки логопеда и ребенка в постановке звуков окажутся безуспешными без предварительной коррекции прикуса, расширения верхней челюсти и получения достаточного объема для размещения языка.
Мало кто из родителей знает, но есть логопеды, которые занимаются не только постановкой звуков, но и восстановлением, коррекцией правильной работы мышц лица и шеи, они обучают ребенка правильному дыханию, а также корректируют осанку.
Доказано, что причиной формирования неправильных форм прикуса является не генетика, а факторы, неблагоприятно влияющие на растущий организм ребенка. Их своевременное устранение поможет избежать ортодонтического лечения.
К факторам неправильного развития прикуса относят ротовое дыхание, инфантильный (детский) тип глотания, вялое жевание, отсутствие в рационе ребенка твердой пищи, вредные привычки (сосание предметов, нижней губы, соски и пр.), слабый тонус круговой мышцы рта, гипертонус жевательных (щечных) мышц, неправильная осанка.
К 6 годам, в период активной смены временных зубов на постоянные ортодонт имеет возможность устранить последствия влияния этих неблагоприятных факторов (недоразвитие какой-либо челюсти), провести коррекцию и профилактику неправильно формирующегося постоянного прикуса и изготовить индивидуальный ортодонтический аппарат для ребенка, направляющий рост челюсти, а также рассказать родителям, как сохранить достигнутый результат до окончательной смены прикуса.
У родителей часто возникает вопрос, можно ли провести профилактику или коррекцию неправильно формирующегося временного прикуса ребенку до 5 лет?
Ответ: можно и нужно! Ведь устранить причину, которая явилась пусковым механизмом развития неправильного прикуса, всегда эффективнее, чем бороться с ее последствиями.
Ортодонтическое лечение детей до 5 лет носит рекомендательный характер, цель ортодонта в этот возрастной период — выявить причину и назначить комплекс миогимнастичеcких упражнений, необходимый ребенку в его клинической ситуации, иногда — назначить специальные преортодонтические трейнеры или вестибулярные пластинки для лучшей тренировки слабых мышц лица.
Однако проконтролировать правильность и регулярность выполняемых упражнений достаточно сложно. Эту задачу сможет выполнить логопед, который поможет выявить и устранить причины закладывающегося неправильного прикуса в возрасте до 5 лет, а в возрасте после 5 лет повлияет на стабильность достигнуто результата после ортодонтического лечения.
Миологопед или специалист по миофункциональной коррекции обладает навыками работы с мышцами, опорно-двигательным аппаратом и дыхательной системой
При работе с ребенком миологопед:
- Определит тип дыхания у ребенка. В случае неправильного (ротового) дыхания направит ребенка к ЛОР-врачу для исключения проблем со стороны дыхательных путей, поспособствует развитию правильного носового дыхания. Укрепит слабые мышцы губ, назначит эффективные упражнения для их укрепления, чем поспособствует развитию правильного прикуса и гармоничных пропорций лица.
- Определит тип глотания — инфантильный или соматический.
- В случае неправильного (инфантильного) типа глотания миологопед проведет коррекцию типа глотания на правильный — соматический (взрослый). Для этого специалист назначит комплекс упражнений на расположение языка в верхней трети неба, проконтролирует постоянное нахождение языка в верхнем «этаже». Именно правильное расположение языка во время глотания развивает верхнюю челюсть и способствует ее естественному расширению.
- Оценит мышечный тонус языка, научит ребенка жевать и порекомендует включить в рацион твердую пищу, которую ребенок любит. Ведь именно процесс жевания твердой пищи развивает мышцы языка, являясь тренажером развития правильного мышечного тонуса и верного положения языка - в верхней трети неба. При вялом жевании у ребенка развивается глубокий прикус и проблемы с произношением отдельных звуков в будущем.
- Проверит осанку ребенка. Часто проблемы с прикусом развиваются из-за неправильной осанки и, наоборот — неправильный прикус провоцирует сутулость, чрезмерно переднее или более заднее положение головы относительно всего тела, разный уровень расположения плеч, неправильную походку.
- Скорректирует речь ребенка и правильное звукопроизношение.
- Часто после коррекции работы мышц речь ребенка самостоятельно корректируется, ведь миогимнастический комплекс упражнений, который назначает логопед, является базой для речеобразования.
- Поможет справится с вредной привычкой сосания, подберет необходимую вестибулярную пластинку для элективной борьбы с ней.
- У детей старше 5 лет наладит правильную работу мышц и поспособствует правильному мышечному балансу у пациентов, проходящих ортодонтическое лечение на аппаратах, а после снятия аппарата, благодаря налаженному мышечному балансу, результат, достигнутый при ортодонтическом лечении, будет стабильным.
Именно такая слаженная работа ортодонта и логопеда — специалиста по миофункциональной коррекции подарит ребенку не только правильный прикус, но и гармоничные черты лица, заложенные природой.
В Atribeaute Kids ведут прием опытные стоматологи-ортодонты и миологопед. Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 294-94-01.