+7 (812) 294-94-01

СПб, Новочеркасский пр-т, д. 33, корп.3
ПН-ВС: 10:00-21:00

СПб, Новочеркасский пр-т, д. 33, корп.3
ПН-ВС: 10:00-21:00

search-icon +7 (812) 294-94-01

Какие привычки негативно влияют на прикус детей до года

Раньше считалось, что причиной скученности зубов и неправильного развития челюстей является плохая наследственность. На данный момент доказано, что лишь 4 % зубочелюстных изменений носят генетический характер (например, большой размер нижней челюсти). Основной же причиной неправильного прикуса является нарушение в работе таких важных функций организма как дыхание, глотание, жевание и речь. Отклонения от нормы той или иной функции ведут к образованию вредных миофункциональных привычек: ротового дыхания, неправильной работы языка и губ.

Из-за непроизвольности и автоматизма детских вредных привычек отучить от них ребёнка — большой труд, требующий стойкого терпения как со стороны родителя, так и малыша, а непонимание причины возникновения привычки и последствий, оказываемых ею на организм ребёнка, позволяет ей длительное время оставаться незамеченной, закрепляясь и вызывая ухудшение в работе процессов дыхания, глотания, к ослаблению тонуса губ и неправильному положению языка, что в свою очередь часто создаёт условия для образования новых привычек, уже более заметных для глаза родителя:

  • дыхание ртом;
  • сосание языка, пальцев и посторонних предметов;
  • прокладывание языка между зубами;
  • прикусывание щеки, закусывание губы;
  • нарушение произношения звуков;
  • нарушение осанки и другие неправильные позотонические рефлексы.

Чтобы не допустить запуск этих негативных процессов и способствовать правильному развитию прикуса у своего ребёнка, следует понимать причины, приведшие к функциональным нарушениям. Для ранней профилактики неправильно формирующегося прикуса рассмотрим меры, которые можно предпринять родителю малыша первого года жизни.

В этот первый возрастной период, особенно важный для правильного функционирования организма и развития челюстей, происходит формирование и развитие навыков сначала глотания, а затем и жевания. И именно правильное поддержание этих процессов будет способствовать во многом формированию прикуса в будущем.

Как формируется прикус у детей

Природой предусмотрено рождение малыша с задним положением нижней челюсти относительно верхней (примерно на 1,5 см). У детей после года и у взрослых такое соотношение челюстей считается неправильным и называется дистальным прикусом, у новорождённого же это явление временное. Немало усилий со стороны работы мимических и жевательных мышц, активной работы нижней челюсти и мышц языка младенца потребуется в процессе грудного вскармливания, чтобы способствовать нормализации прикуса и активному росту нижней челюсти. А давление соска груди матери на нёбо ребёнка в процессе кормления будет способствовать увеличению в объёме и росту верхней челюсти. 

Так к шести месяцам, к моменту прорезывания первого молочного зуба нижняя челюсть ребенка займёт своё правильное положение благодаря процессам естественного метода кормления. Далее начинает формироваться не менее важный для развития будущего правильного прикуса процесс - прорезывание молочных зубов и постепенное формирование зубной дуги. В этот период врождённый, так хорошо развитый глотательный рефлекс у ребёнка постепенно должен угасать и к моменту 1,5 лет смениться на приобретённый навык жевания.  Вместе с тем и положение языка должно измениться. С младенческого, инфантильного типа глотания, когда язык для проглатывания молока матери находился между беззубыми дёснами, он перестраивается на взрослый способ проглатывания: теперь упор и давление кончика языка будет осуществляться в верхнюю треть нёба, располагаясь за формирующимися зубными рядами и способствуя развитию их правильной формы. Закрепление же младенческого инфантильного типа глотания в последующем послужит пусковым механизмом для развития неправильных форм прикуса, а также проблем с правильным произношением звуков.

Профилактика неправильного прикуса

Рекомендации стоматолога-ортодонта по профилактике неправильного прикуса:

  1. При возможности поддерживать естественное грудное вскармливание.
  2. Для малышей на искусственном вскармливании необходимо придерживаться следующих правил:
  • Соску на бутылке лучше использовать ортодонтическую. По форме она имитирует сосок груди матери — это позволяет оказывать те же положительные эффекты на рост челюстей и работу языка, как при грудном вскармливании.
  • Держать ребёнка во время кормления в положении, как при грудном вскармливании - на руках, а бутылочку - под наклоном 45 градусов – так, чтобы она не оказывала давление ни на верхнюю, ни на нижнюю челюсть малыша и не препятствовала их развитию.
  • Отверстие в соске бутылочки со смесью не должно быть широким, при кормлении ребёнок, как и при грудном вскармливании, должен прилагать мышечное усилие при глотании, что способствует развитию нижней челюсти и выдвижению её в более правильное положение.
  • Оптимальное время кормления из бутылочки объёмом 200 мл должно составлять не меньше 15 минут.
  1. Важно вовремя вводить прикорм в пищевой рацион ребёнка согласно рекомендациям педиатра, развивая процесс жевания и способствуя формированию у ребёнка правильного взрослого типа глотания.
  2. При кормлении из ложки не водить ее в полость рта малыша, а лишь подносить к губам, чтобы он сам тянулся к ней, тем самым тренируя мышцы лица. С года ложка должна стать основным столовым прибором ребёнка.
  3. Отдавать предпочтение в выборе соски также стоит в пользу ортодонтической. Использовать пустышку не рекомендуется в моменты бодрствования и ночью, а лишь в моменты стресса, после приёма пищи по просьбе ребёнка 15-20 минут или при засыпании.

В следующей статье мы рассмотрим вредные привычки детей в возрасте 1-2 лет.

Статью для вас подготовили

icon-subscribe Записаться на прием
call-backЗаказать
звонок
subЗаписаться
на прием